Пещеры Batu Caves – самая популярная достопримечательность Куала-Лумпур. Бату Кейвс – это огромная пещера в горе, а также главный индуистский религиозный центр за пределами Индии. Мы расскажем о своем опыте посещения пещер и сделаем выводы, стоит ли ехать смотреть Batu Caves и тратить на это драгоценные дни в Куала Лумпур?
Пещеры Бату Кейвз, наверное, второй по узнаваемости символ Куала-Лумпур. В свой первый визит в КЛ мы не заехали в пещеры, а в этот раз решили исправить упущение и посетить эту популярнейшую достопримечательность. Для этого дождались буднего дня, чтобы было поменьше народу…
До пещеры Бату относительно удобно добираться. Сюда ходит электричка KTM Komuter. Batu Caves – конечная остановка. Проезд от KL Central стоит около 3 рингит. Почему относительно? Потому что электричка ходит не часто, раз в 30-45 минут примерно.
На выходе со станции мы столкнулись с толпой туристов, которые пытались купить билеты обратно. Огромные очереди к автоматам и в кассы. Но еще больше народу ждало нас на подходах к пещерам.
Стоит отметить, что так как это индуистская святыня, то соответственно публика здесь будет в основном из Индии, а также из Непала, Пакистана и Бангладеш. Если вы не были в этих странах, то коротко можно описать так – шумно и грязно. Причем, весь этот контингент в основном мужского пола. А еще на вас пялятся и постоянно фоткают.
Фоткаемся мы и фоткают нас
Я не знаю, почему тут сейчас столько народа, ведь мы приехали в будний день и все праздники уже закончились. Ну да ладно. До самой главной пещеры нужно подняться на гору по довольно крутым ступеням. Ступеней около 250. Подъем с несколькими остановками на отдых занял около 10 минут.
На пол пути водопад, к которому не подступиться из-за любителей селфи
Нам повезло, что во время подъема была тень. Но все равно от многих попахивало. Но несмотря на толпу и все неудобства, мы нашли положительные стороны – на лестнице не было обезьян! Видимо, мартышки офигели от такого количества народа и не лезли к людям.
Вот так пещеры Бату выглядят внутри. Сверху что-то капает, рядом ведется стройка, поэтому пол грязный.
Внутренний зал огромный, своды высоченные, выглядит очень круто! Но нас не впечатлило из-за толпы, грязи и того факта, что мы уже что-то похожее видели. Например, пещеры в Краби (Тайланд) или Мраморные горы в Дананге (Вьетнам). Там масштабы поскромнее, но суть та же.
Во втором зале пещеры небольшой индуистский храм
Другие пещеры в Бату Кейвс
Помимо главной пещеры, которая бесплатная, есть еще несколько небольших. Одна из пещер называется тёмная. Там за 35 рингит можно в темноте с фонариком на голове побродить по пещерам, разглядывая летучих мышей и прочую живность горы. Мы не пошли. Но заглянули в пещеру “Рамаяна” на выходе из комплекса. Вход в пещеру возле зеленой статуи Ханумана. Билет стоит 5 рингит (1$).
Эта пещера нам понравилась больше основной. Здесь прохладно, сухо, чисто и мало народу. А еще красивая подсветка.
С маленькими детьми, наверное, не стоит сюда заходить, а то им потом кошмары сниться будут. Я помню, как в детстве сильно испугался маски козла, а если бы увидел такое:…
С возвращением в Куала-Лумпур возникли сложности. Душный зал и толпа народу. Из 4-х автоматов по продаже жетонов работали только 2, но они принимали только монеты, как выяснилось позже.
Мы встали в очередь в кассу. Рюкзак надели спереди, как китайские туристы, потому что вокруг много подозрительных личностей трётся непонятной национальности. Не малайцы и не индусы даже, то ли непальцы, то ли пакистанцы.
Очередь вообще не двигалась. За 10 минут прошли метр от силы. Всё осложнялось еще и тем, что многие из этих типов лезли без очереди. Мы решили не терять время и не тратить нервы, пойти пешком до следующей станции, чтобы там по-человечески уехать.
Район Batu Caves находится на окраинах Куала-Лумпур и напоминает какое-то индийское гетто. Очень грязно, местами вонюче. Непривычно было видеть такую грязь и запущенность в КЛ. Мы сначала взяли курс на KFC, чтобы перекусить, но дойдя до него, поняли, что в таком грязном районе кушать не сможем.
Jalan Batu Caves Kuala Lumpur
Рядом была автобусная остановка. Доехали на автобусе до ближайшей станции KTM. По пути поняли, что пешком до неё не дошли бы, очень далеко. Купили жетоны в автомате и спокойно прошли на платформу без толкучки. После 20 минут ожидания пришел поезд. Еще через 20 минут уже были в Куале. Вышли из электрички и вздохнули с облегчением. Ну и поездочка получилась!
Пещеры Бату. Отзывы, выводы и впечатления
Пещеры Batu представляют бОльшую ценность для индийцев. Для них это святыня, а для нас всего лишь пещера. Ничего нового для себя мы здесь не увидели. Если вы никогда не видели никаких пещер, тогда Batu Caves произведут впечатление. Если вы уже где-то были и что-то видели подобное, то эти пещеры посещать не обязательно.
Времени на них уходит как минимум пол дня. Если у вас всего 1-2 дня в городе (см статью отели в Куала-Лумпуре), мы бы не советовали сюда ехать. Вроде добираться удобно с одной стороны, но мы сначала 35 минут ждали поезд, потом еще 20 минут ехали. Обратно точно так же. И это если не будет никаких сюрпризов на кассе, как в нашем случае. Тогда лучше обратно взять такси сразу до отеля или хотя бы до следующей станции.
Многим туристам не нравится Куала-Лумпур. Мы подумали, что наверное они сначала были на Бату Кейвз, насмотрелись на индусов и помойки, а потом поехали на башни Петронас, где тоже толпы вечером. Если бы Batu Caves было первое, что мы увидели в Куале, мы бы тоже этот город невзлюбили
Пещеры Бату на карте
Координаты: 3.237087, 101.683369
Привет! Сожалею, вам просто со временем не повезло, ребята. Причем не повезло крупно(( Сейчас в Малайзии и Индонезии Лебаран после Рамадана и все поехали куда-нибудь. Самое тяжелое время в году. Я вон вчера ездил в Боробудур и Прамбанан с туристами и это был полный треш. Тысячи народу повсюду, шутка ли вся 35миллионная Джакарта и 8миллионная Сурабая поехали отдыхать. В том числе и в Куала-Лумпур)). Все яванские дороги забиты машинами со столичными номерами. В карстовых пещерах часто капает и грязно – это норма. Не сказать, что бату кейвс прямо маст сии, но мне это место понравилось, правда был я там в начале 2013 года – многое наверно поменялось с тех пор. Я все жду когда же вы до Индонезии доберётесь? Самая интересная страна в ЮВА, как никак (можно оспорить, но все же). Сегодня вот Алексеевы ко мне в Джогью приезжают на недельку. Может и вы в наши края? P.S.: Буду почитывать про Куалу – мне там нравится!
Привет! Да, без толп народа было бы поинтереснее, но так в целом мы уже такие природные творения видели, поэтому сильного впечатления не было. Мы так и написали в статье, что если видели другие пещеры, то будет не так интересно уже.
На Индонезию пока никак не созреем. Слишком много плохих отзывов и всего того, что мы не любим – разводы, невкусная еда, насекомые, отсутствие транспорта. Только природа и храмы нам интересны там. Твои недавние отчеты про тропы на блоге смотрел с интересом!
Плохие отзывы есть везде. Да и от места зависит.
Вот с чем не согласен категорически, так это с транспортом. С перемещениями много где гораздо хуже в ЮВА. Транспорт в разных провинциях Индонезии варьирует от почти полного отсутствия до полного покрытия, когда каждый угол провинции соединен с другим углом и ждать не надо вообще – просто выходишь на дорогу и поехал. Качество самих транспортых средств такое же разное: может быть драндулет с дырами где только можно, а может быть крутой бас как Малайзии с удобно раскладывающимися сидениями 2+1. В Тае часто очень плохой транспорт внутри провинции, городов. Тоже многие жалуются. А в провинции Малайзии? Тоже 2-3 автобуса в день. А развязки в том же Куала-Лумпуре – это ж смерть для пешехода! Город построен для автомобилистов. Еще что написано на транспорте не ясно в Тае. В Малайзии и Индонезии все можно прочитать и забить при надобности в переводчик. А мототакси по крупным городам Индонезии через мобильное приложение? Gojek – чисто индонезийская разработка и это великая вещь! Проехать более 10 километров по столице 250 миллионного государства на мототакси меньше чем за доллар цивильненько вызвав драйвера через приложение – не вопрос. Где еще такое возможно? Убер самый многочисленный и самый дешевый в мире опять же где, в Азии? В Джакарте. Заказать любую еду или послать байкера за покупками – тоже проще чем самому топать, ехать. Про уровень развития авиатранспорта я вообще молчу: прилетел в какой-нибудь Кисложопинск на Калимантане – а там Домодедово. В стране 300 аэропортов, большинство из которых с иголочки и солидного размера (кроме Папуа). Инфраструктура весьма продвинута, жить легко. С транспортом в Индо по большей части все отлично (дороги бы еще пошире), а там где нет и путешественник редкий гость.
Разводы есть, да, но на 1-2 доллара максимум, на порядки цены завышают крайне редко, а лапшу вешать на уши как в Индии никто не будет.
Насекомых, комаров как везде в ЮВА, а вот змей значительно меньше. Для меня, например, это минус, змей я люблю)))
На Яве самая дешевая и вкусная еда в ЮВА (одна из причин почему я тут), а на Бали, Суматре, Сулавеси часто все плохо, да. Малайзия очень крутая в плане еды: индомалайская кухня, индийская, китайская… На Яве все тоже плюс свои яванские блюда и японская, тайская, вьетнамская, корейская, итальянская, ближневосточная кухни по 3-7 долларов за сытный обед ресторанах, что в топе трипадвайсора. Где еще такие цены? Скоро напишу статью про рестораны Джогьи – это рай для гурмана!
Единственное, траффика рабочего на блог с тем по Индонезии не соберешь(( Можно месяцами белых не видеть при желании. И это ВАЖНЕЙШАЯ ПРИЧИНА, почему сюда плохо едут блогеры. Думаю вот больше выезжать и писать про Малайзию, Вьетнам и Тай, а жить в Индо.
Стереотипы про Индонезию работают – мало кто едет. Зато кто приезжает часто влюбляется безнадежно и остальная ЮВА уже становится не так интересна. Страна очень лайтовая и дружественная к путешественникам. И еще маленький, но важный плюс – тут нет тайских злобных псин, что сибираются в стаи по ночам и повредили не одну сотню туристов в Тае. Вообще нет. Совсем! На самом деле, я не понимаю до конца почему в Индо не едет народ. Видать, далеко просто. Все друзья что приезжают или туристы, которых я вожу в восторге. Есть такие, что после тура со мной каждый год в отпуска стали ездить на разные острова Зондского архипелага или в Малайзию вместо других стран! Есть даже такие, что записались на курсы при посольстве в Москве и стали учить индонезийский язык…
Если ради блога, то Малайзия тоже не лучший вариант. Мы в Малайии точно не из-за блога бываем Тай и Вьетнам для сайта хорошо, но для твоих авторских программ это будет нецелевой трафик. Думаю, если тебе про популярные направления писать, типа Бали, тогда и соберешь качественный целевой траф. Многие же летят пакетами на Бали, почему бы им не взять экскурсию куда-то в нетуристические дикие места.
Возможно ты прав,, но я не люблю просто по 100 раз по одному и тому же: Глазуновы и Алексеевы Бали описали уже по большей части и очень качественно – честь им и хвала! Конечно, я вылезу в топ 10 по балийским запросам, но время… Сколько на это надо времени? Лучше за это время я покатаюсь и опишу Яву, Суматру, Калимантан и Папуа и соберу траффик, который будет не только кликать, но и приедет ко мне. Балийский турконтингент это не совсем мой турист на Яву, или Суматру, по большей части. Это больше кликатели, а не ездоки. Я думаю конкретно мне больше пользы принесут статьи типа альтернатива Бали или что еще посмотреть в Индо помомо Бали – эту сторону маятника еще никто не использует толком. А ее как раз и ищут активные люди. По альтернативам Тая, например, уже полно.
Спасибо тебе за такой подробный отчет.
Говоря о транспорте Слава подразумевал не перемещение между городами, а перемещение по городу или острову. На том же развитом (по индонезийским меркам) Бали, как мы поняли, кроме мото таки, ничего нет. А нам этот вариант не подходит. Нам бы метро, кондиционированные или хотя бы обычные автобусы, маршрутки, сонгтео. Не пешком же ходить Транспорт мы не арендуем. Да и какой смысл, если на Бали каждый день пробки, (судя по отзывам), не на один час…
Много нюансов в Индонезии. То, что страна восхищает туристов, я нисколько не сомневаюсь. И я бы побывав 2-3 недельки путешествуя по Индонезии осталась бы от нее, наверное в восторге, загрузив себя правильными экскурсиями и интересными местами. Другое дело жить в Индонезии. Сам понимаешь, разные вещи
Мы к примеру также не видим свою жизнь в Индии, в Шри Ланке, в Бирме. Даже в полюбившийся Камбодже, дольше, чем на 1-2 месяце оставаться бы не стали. Для себя точно поняли, что нам интересны быстроразвивающиеся страны, такие, как Таиланд, Малайзия, может быть Гонгконг.
Большая часть людей, любящих Индонезию – это ценители природы. Люди, которым по душе жить в домах Убуда, покупать овощи и фрукты на рынке в 5 утра и не обращать на то, что у тебя дома ползают всякие насекомые и гигантские, летающие тараканы Всего этого мы избегаем. Мы городские, так сказать, жители.
Хоть и любим природу, но не настолько, чтобы отказаться от цивилизации, торговых центров, крупных супермаркетов на каждом шагу и качественных квартир с бассейнами.
Поэтому Индонезия для нас никогда не станет местом для долговременного местожительства, как Малайзия и Таиланд.
Вот и ответ почему мы за 3 года путешествий, ни разу до Индонезии не добрались. Нам там банально нечего делать. А природы нам и в Малайзии хватает с лихвой .
Да, в Таиланде большая проблема с собаками и сейчас в Малайзии мы прям радуемся, что можно гулять до ночи, а не быть в рамках времени, до семи вечера, пока не началась активность всех собачий стай, как это бывает в Таиланде.
Я понял ваши предпочтения. Но ребят, вы опять же пишите про Бали… А эта 1/330 часть Индонезии сильно отличается от других 329/1 частей страны. Бандунг, Джогья и Джакарта вполне цивильные и комфортные города как для лонгстея, так и для туризма. Все как вы пишите: супермаркеты на каждом шагу, бюджетные аппартаменты по 30-60 этажей с бассейнами и новенькие автобусы transjakarta с кондеями, как и городские (пригородные) поезда вас порадуют. Номера маршрутов вездесущих многочисленных маршруток в Джакарте трехзначные – одно это говорит о густоте транспортной сети. И в 5 утра никуда вставать не надо: аппартаменты приделаны к молам – спустился на лифте и всего делов. Слухи о грязи Джакарты или её бедности развеются одновременно с первым же свежим бризом или новенькой бугатти на улице, простором и широтой выбора одного из 300 столичных шоппинг-моллов. Бандунг вообще в горах – там свежо всегда. Вкуснейшие пиццы, тако, тайские супчики, яванские блюда не оставят никого голодными. Криминала у нас почти нет (Бали – исключение), в отличие от той же Малайзии, где иногда надо быть поосторожней. Гастробайтеры там иногда криминалят. Короче, вам решать. Эт мне просто делать сегодня нечего – вот и строчу комменты)) Темпы развития Индонезии выше, чем в Тае, страна входит в большую двадцатку, G20 – единственная из ЮВА. Я тоже думал, что тут мрачнее все, когда ехал сюда из Тая, Сингапура и Малайзии. Но это не так – страна крутая, подходит под любые запросы! Хотите природы – пожалуйста; дикости и племен -
Папуа ждет; красивой и богатой столичной жизни с современными технологиями и удобствами – на здоровье; пляжного отдыха – да сколько угодно! Потому и не отпускает Индо что тут все есть – от дебрей Папуа с каменным веком, до шика и блеска небоскребов элитных кварталов Джакарты. Весь мир в миниатюре)))
Спасибо за подробный рассказ! Тогда действительно странно, почему все обходят Индонезию стороной. Кроме “райского острова” Бали
А с английским как в этих краях?
Да, но развитость всего лишь 2 городов, под нашим пониманием, это слишком мало. Что делать в Джакарте 3-5 месяца и больше…Да, можно делать вылазки на несколько дней в близайшие села, но это уже будут снова села и деревни.
Разводы, пусть и мелкие, если они есть в крови у населения, то они будут и в развитой Джакарте и в не развитом поселке. Дело даже не в деньгах, а в самом присутствии развода. Мы же из-за этого покинули Шри Ланку, хотя хотели там посетить еще много городов.
Удивительно, что у индонезийцев и малайцев много общего, но представить, что малаец будет тебя дурить или пытаться постоянно обмануть на несколько рингит, немыслимо. Я не хочу сказать, что малайцы святые, но все же.
Ребята, езжайте в Индонезию, Иван дело говорит! Я слышал там сухой сезон как раз летом+ есть все ваши предпочтения. В Европу вы не хотите, в Таиланде с визами все через Ж, Вьетнам не нравится. В Москву всегда успеете, правда, можете ее не узнать – туда скоро вся РФ переедет, вместо хрущеб будут небоскребы!
А что в РФ грядут грандиозные перемены к лучшему?))
В Индонезию не полетим Там нет ничего, что нам нужно.
Жить в Джакарте, нет уж, спасибо. Жить на Бали, в своем доме и где 8 – метровые волны, тем более.
Мы оба интуитивно чувствуем, что это не наша страна. Полететь, чтобы написать о ней не самые лучшие отзывы, нам будет далеко не в радость. Индонезия страна далеко не для всех и не всем она нравится. Мы как то заочно для себя решили, что если когда-нибудь там окажемся. то только проездом.
В РФ обязательно будут перемены к лучшему! Правда только для нескольких чел.
Огромные толпы приедут в Мск, куда идет все бабло страны. Понастроят много муравейников и мусоросжигательных заводов. Часть народа от этого всего ударятся в бега – кто в село, кто в Азию, кто в Европу.
Ну так такие тенденции давно уже в столице наблюдаются. Мне, как москвичу, приезжие из других городов России никак не мешают, чего не скажешь о приезжих из стран СНГ, которые в начале 2000-х массово начали заселяться в спальных районах Москвы.
По моему это нормально: русские откочевывают в ЮВА, Центральная Азия – в Москву и Питер. Все в поисках лучшей жизни, или климата. Мы уже на Восточноевропейской равнине с 10-11 века мерзнем – теперь азиатов очередь… Пусть они теперь тысячелетие помучаются)) А мы откочуем южнее. Тысячу лет назад русские племена возможно так же мешали жить исконным жителям территории центральной России – чуди, меря и вепсам в болотах и лесах, где сейчас Москва и Нижний Новгород. Где теперь эти лесные люди?
Все нормально – народы кочуют, трансформируются, вымирают, появляются новые – всегда так было. НТР не сможет остановить перемещение и перемешивание народов, наоборот процесс лишь ускоряется, как мне кажется. Интернет и развитие технологий дает возможность откочевывать поодиночке или семьями, а не целым племенем. Так что приезжали и будут приезжать (русские в ЮВА, а центр. Азия в РФ) – этот процесс необратим и нормален, так как людям кажется что Там лучше чем Здесь.
Слава, не в том дело, что приезжают/уезжают, миграция должна быть.
Жадные люди вокруг Мск понастроили гетто без инфраструктуры, рабочих мест, дорог и даже, парковок. И процесс все идет.
Я раз в год под’ехал к своей пятиэтажке забрать вещи на дачу и тут же агрессивный пипл из только что построенных муравейников стал орать – нечего тут стоять!
Иван прав- надоело по полгода мерзнуть. Поэтому русские и глядят в сторону Майами, Тосканы, ЮВА и т.д.
Привет! Катя, Слава, как же хочется, чтобы вы все-таки съездили на Бали и изменили свои стереотипы. Я тоже не люблю тараканов и живность, и еду люблю вкусную. В Убуде нашли велоколепное кафе, благодаря Трипадвизору. Жили в собственном домике, наряду с другими домиуами, все чисто, прудик с рыбками во дворе, нормальный завтрак каждому на террасу. Между Убудом и Амедом перемещались на такси. Все очень доступно, с таксистом сразу были обговорены остановки на культовых для Бали местах. В Амеде бронировала домик с рейтингом 9.8 и по Букингу, и по Трипадвизору. Богатое море в Амеде, кораллы, рыбки. Из Амеда съездили на остров Гили. Тоже хорошо. Бали запал в душу. Отличается от другой Азии. Зря вы так!
Привет, Оль! Доберемся как-нибудь. Устроим короткую туристическую поездку по достопримечательностям для начала. Конечно, нам тоже хотелось бы, чтобы такие стереотипы менялись
Никаких волн замечено не было. Ездила с ребенком 8 лет и мамой 69 лет, между прочим. Много, где были, но Бали западает сильно в душу.